Новости.

 
 Январь 2005г.

17 января в конференцзале заводоуправления состоялось торжественное заседание по поводу окончания экспедиции по возвращению самолета АН-3Т с Южного полюса. В зале собрались представители подразделений, руководители цехов и отделов. В президиуме полярники – семнадцать специалистов «Полета», ОАО ОМКБ и АНТК им. О.К. Антонова, благодаря которым был совершен этот уникальный полет.

И конечно, незримо в торжествах принимал участие АН-3Т, овеянный ветрами ледового континента. Самолёт, три года простоявший на Южном полюсе, на который многие махнули рукой, считая его «грудой железа», оказался после замены двигателя и ряда комплектующих, не только пригодным к эксплуатации, но и беспосадочно пролетел рекордное для АН-3Т расстояние – 1358 км.

Несколько слов из истории. В 2001 г. наш АН-3Т своим ходом прилетел в Москву, затем с отстыкованными крыльями его загрузили в ИЛ-76, а дальше – курс на Антарктиду. Наконец, посадка на леднике Пэтриот Хиллс. Здесь АН-3Т был собран, облетан, и вот он 7 января 2002 года с группой иностранных туристов, финансировавших проект, направился на Южный полюс. Впервые одномоторный самолёт преодолевал подобный маршрут. Руководитель экспедиции – полярник вице - спикер Госдумы, Герой Советского Союза, доктор географических наук Артур Чилингаров.

Преодолев без промежуточной посадки 1075 км. Самолёт приземлился вблизи американской станции Амудсен-Скотт, находящейся на Южном полюсе. По ряду причин, в том числе и погодных, двигатель запустить после остановки не удалось, АН-3Т был оставлен на «зимовку».

Престиж России, «Полёта», АНТК им. Антонова требовал возвращения АН-3Т домой. Поначалу обсуждался вариант транспортировки машины с полюса на американском С-130. В России нет ни одного сертифицированного самолёта на лыжном шасси для этих целей, тогда как на Южный полюс можно совершать посадку только на лыжах. Позже возникла идея, казавшаяся для многих верхом авантюризма, заменить двигатель в полевых (точнее – ледяных) условиях и вернуться домой на «родных крыльях».

Проект был с блеском, говорю это без преувеличений, осуществлён. Техника сработала надёжно, а наши люди всегда умели работать в самых экстремальных условиях.

«Заводская жизнь» ещё не раз вернётся к полярной экспедиции, уникальной и для нашего завода, и для страны, и для мировой одномоторной авиации. В данном репортаже лишь вкратце расскажем о ней.

«Самолёт произвёл очень и очень благоприятное впечатление при первом осмотре, - рассказал Л.М. Гирняк, начальник ЛИС «Полёта», - наши опасения оказались напрасными. В великолепном состоянии были электропроводка самолёта и обшивка. Отсутствие перепадов температур сыграло благоприятную роль. Мы боялись воздействия ультрафиолета и низких температур на конструкцию машины, как бы это не повлекло за собой разрушения обшивки, проводов, остекления. Ничего подобного не произошло. Оценив техническое состояние машины, устранили выявленные дефекты. Высокая квалификация наших специалистов позволила сделать всё оперативно. Если говорить по срокам, то 27 декабря вечером, сразу по прибытию на Южный полюс, мы приступили к работам, а 31 декабря вышли на первое опробование двигателя. Был произведён успешный запуск. И то, что двигатель отработал в соответствии с документацией положенное время, - это было для нас самым большим новогодним подарком».

Надо сказать, что на Южном полюсе сейчас лето, температура в те дни стояла минус 22-25 градусов, плюс ветер, в сумме по воздействию это равнялось где-то минус 35. Но, как сказал Гирняк: «Условия аналогичные тем, в которых мы работаем зимой на аэродроме».

1 и 2 января американцы на станции Амудсен - Скотт не работали. Они обеспечивали нашу бригаду моторным подогревателем, поэтому пришлось полное опробование двигателя отложить. 3 января были проведены регламентные проверки, «гонка» двигателя. Результат показал: в условиях земли все системы самолёта работают нормально. Вечером 3 января на станцию прибыл экипаж. На следующий день был сделан облёт АН-3Т продолжительностью 1 час 20 минут.

Работа в небе выявила ряд неисправностей. После их устранения 5 января машина была полностью подготовлена к перелёту. Но началась непогода.

Пора назвать имена тех, кто работал на полюсе. От «Полёта»: М.Л.Гирняк, начальник ЛИСа, В.В. Приходкин, зам. главного инженера, А.Г. Ларьков, ведущий инженер, С.В. Архипов, авиамеханик, А.Л. Антипов, инженер по эксплуатации оборудования, Г.В. Бидюк, В.Я. Волков, К.В. Носов (все электромонтажники), О.Н. Дацык, старший мастер, Д.А. Пляко, О.Г. Солонини (слесари-сборщики). От ОАО ОМКБ был А.А. Гришин, ведущий инженер. От АНТК им. Антонова: С.М. Тарасюк, лётчик-испытатель 1 кл., командир экипажа, В.В. Епанчинцев, лётчик – испытатель 2 кл., В.И. Сорока, штурман, В.И. Дзюба, ведущий инженер, Е.Ю. Иванов, ведущий инженер-конструктор.

Лишь 11 января погода дала «добро». Возвращался самолёт не тем маршрутом, которым летел на полюс. На этот раз курс был проложен в сторону Новой Зеландии, на антарктическую станцию Мак-Мердо. Расстояние до неё больше, чем до Пэтриот Хиллс. Рекордное, кстати, для АН-3Т. Для экономии топлива систему обогрева отключили, и все семь часов экипаж работал с инеем в кабине.

Как говорил на встрече командир экипажа С.М. Тарасюк: «Чем этот маршрут ещё был неординарным, нам надо было пройти над горами высотой до 4,5 километров. Так что проверили самолёт на таких высотах. Местность незнакомая, безориентирная, компасы не работают, но по связи всё было хорошо. Весь полёт прошёл в облачности…».

«Доля риска есть в любом испытательном полёте, - говорил позже вашему корреспонденту в частном интервью второй пилот В.В. Епанчинцев. – Но когда мы осенью в Омске начали готовиться к экспедиции, ваш главный инженер Г.М. Мураховский так заразил нас своим энтузиазмом, от него исходила такая уверенность в проекте, что мы, можно сказать, на сто процентов не сомневались в успехе. Конечно, «Полётом» и Георгием Моисеевичем была проведена огромная работа. И в техническом, и в организационном плане. Связать «Полёт», наше АНТК, полярников, преодолеть столько преград… Что касается АНТК, находились скептики, но наш главный конструктор, П.В. Балабуев, был уверен и в самолёте, и в экипаже, иначе бы нас не отправил туда».

На торжественном заседании участникам экспедиции под восхищенные аплодисменты зала были вручены Почётные грамоты «Полёта», а тем, кто впервые побывал на Южном полюсе, выданы соответствующие международные сертификаты.

Повторюсь, мы обязательно вернёмся на страницах «ЗЖ» к этой уникальной экспедиции, а данный материал хочу завершить словами командира экипажа С.М Тарасюка: «Именно этот АН-3Т в 1998 г. мы с Сергеем Циваком поднимали. И вот он перелетел Антарктиду. И я бы очень хотел, чтобы этот самолёт получил дальнейшую жизнь. Он дорог и нам, и вам. А самолёт отличный! Я посмотрел его состояние. Прекрасное. После первого облёта на полюсе практически не было замечаний. Это не сравнить с машиной, которая только что из цеха».