История

 

Предпосылкой для создания ОКБ-29 (позднее Омское моторостроительное конструкторское бюро) явилось начатое на Омском Моторостроительном заводе им. П. И. Баранова в 1954 году производство моторов АШ-82Т и АШ-82В, разработанных на базе двигателя АШ-82ФН Пермским конструкторским бюро, возглавляемым главным конструктором Аркадием Дмитриевичем Швецовым.
      Приказом Министра авиационной промышленности СССР № 557 от 23.08.1955 г. для дальнейшего совершенствования двигателей АШ-82Т и АШ-82В на моторостроительном заводе им. П. И. Баранова был создан филиал ОКБ-19. Руководителем филиала был назначен Глушенков Валентин Андреевич, работавший заместителем главного конструктора Пермского конструкторского бюро. Перед коллективом филиала была поставлена задача осуществлять техническое руководство серийным выпуском двигателей АШ-82Т и АШ-82В на заво­де им. П. И. Баранова, повышать надёжность их работы путём совершенствования конструкции деталей и узлов, повышать ресурс двигателей.
 

 

1956 год

На базе ОКБ-19 Приказом МАП СССР № 544С от 15.10.56 г. создаётся Государственное Союзное опытно-конструкторское бюро-29 (ОКБ-29) для продолжения работ по поршневым двигателям АШ-82Т и АШ-82В и разработки малоразмерных газотурбинных двигателей. Два двигателя АШ-82Т устанавливались на самолёт Ил-14 а двигатель АШ-82В на вертолёт Ми-4. Оба летательных аппарата являлись одними из лучших в своём классе. За время серийного производства двигателей усилиями коллектива ОКБ гарантийный ресурс двигателей был доведён до 1500ч. для АШ-82Т и 1200ч. для АШ-82В.

Первой разработкой совместной с Центральным институтом авиационного моторостроения (ЦИАМ) был газотурбинный двигатель ГТД-1 мощностью 300 л.с. Эта работа позволила специалистам «ОМКБ» получить необходимый опыт по созданию ГТД.

1957 год

В ноябре коллектив ОКБ получил задание (Постановление СМ СССР № 207-100 от 20.02.56 г.) создать газотурбинный двигатель мощностью 750 л. с. и редуктор к нему для морского двухмоторного вертолёта Ка-25 конст­рукции Камова Н. И. Конструкторский отдел (перспективная бригада) приступил к разра­ботке проекта двигателя ГТД-3.

1958 год

Успешно проведены первые 100-часовые длительные испытания двигателя ГТД-1. ГТД-1 предполагалось использовать в качестве энергоузла.

1960 год

Первое испытание двигателя ГТД - 3, первый полёт вертолёта КА-25 морского базирования с ГТД - 3. Разработка двигателя и редуктора началась в ОКБ с ноября 1957. В конструкцию двигателя внедрены оригинальные разработки, неизвестные в отечественном авиационном двигателестроении, такие как осецентробежный компрессор. После проведения первых лётных испытаний выяснилась необходимость форсирования двигателя до мощности 900 л.с. Успехом «ОМКБ» стало создание в 1964 г. силовой установки ГТД-3Ф для палубного вертолета Ка-25, состоящей из двух ГТД-3М мощностью 900 л.с. и силового редуктора РВ-3М несущих винтов. Эти двигатели изготавливались серийно более 20 лет на ОМПО им. П.И. Баранова.

Эксплуатации вертолётов в морских условиях выявил повышенную коррозию лопаток компрессора. Усилиями специалистов ОКБ данная проблема была решена путём введения лопаток изготовленных из титанового сплава. В 1973 году начато серийное производство двигателей ГТД-3М мощностью 1100 л.с. Гарантийный ресурс двигателей доведён до 500 ч. Серийно двигатель выпускался до 1985 года. Противолодочными вертолётами Ка-25 был оснащен противолодочный крейсер Москва.

Увеличить  УвеличитьУвеличить

1963 год

Испытания танка "Объект 167Т" с двигателем ГТД-3ТУ.

1965 год

Приказом МАП СССР № 299 от 01.06.1965 г. ОКБ поручается создание турбовинтового двигателя ТВД-10 взлетной мощностью 940 л.с. для самолёта Бе-30 конструкции главного конструктора Бериева Г. М. Самолёт предназначался для местных пассажирских линий.

1967 год

На основе опыта, полученного при разработке ГТД-1, коллектив ОКБ приступил к разработке нового газотурбинного двигателя небольшой мощности, выполненного по одновальной схеме - ГТД-5 (ГТД-40), предназначенного для привода высокочастотного генератора С-20 мощностью 20 кВт на самоходной ракетной установке (изделие 2П24). Уникальность конструкции двигателя заключалась в применении осестремительной турбины и возможности применения двух видов топлива: керосин и дизельное топливо. Завод им. П.И. Баранова приступил к серийному производству двигателя ГТД-5. В последующем для привода генератора С-40 мощностью 40 кВт на изделии 2П25 "Куб" осуществлялась разработка двигателя ГТД-5М. Работы по доводке двигателя продолжались до 80-х годов. В 1980 году двигателю был установлен гарантийный ресурс 1250 ч., назначенный ресурс 3250 ч. Серийное производство двигателей продолжалось до 1991 года.

Увеличить Увеличить

1968 год

По заданию МАП СССР МКБ приступило к разработке двигателя ТВД-10М для морских катеров “СКАТ”. В начале 1970 г. был создан эскизный проект и проспект двигателя ТВД-10М. Двигателем следующего поколения в этом же классе мощности стал турбовинтовой двигатель ТВД-10 мощностью 940 л.с., созданный в 1970 г. для самолета местных авиалиний Бе-30.

Увеличить

Заложенный при разработке двигателя ТВД-10 высокий технический уровень конструктивных решений позволил создать ряд его модификаций: ТВД-10Б – для пассажирского самолета местных авиалиний Ан-28; ТВД-20 – для одномоторного самолета с/х авиации Ан-3, а также модификация этого двигателя для самолета Ан-38.

1969 год

Самолёт Бе-30 с двигателем ТВД-10 участвовал в международной выставке авиационной техники в Париже.

1970 год

Был закончен весь комплекс доводочных, проверочных и стендовых длительных испытаний и 16.02.1970 г. закончено проведение Государственных испытаний двигателя ТВД-10.

В связи со снятием с производства самолёта Бе-30, двигатель ТВД-10 в серийном производстве не изготавливался.

1971 год

21 октября 1971 г. Государственная комиссия подписала «Акт об успешном проведении длительных испытаний двигателя ТВД-10М». Серийное изготовление двигателей ТВД-10М производило Моторостроительное КБ. Двигатели нашего производства длительное время успешно эксплуатировались на вездеходных катерах ВМФ.

Увеличить

1972 год

Приказом МАП СССР №380 от 28.09.1972 г. за создание и внедрение в серийное производство двигателя ТВД-10М предприятию присуждена премия IV степени.

1974 год

По совместному Решению МАП СССР - МГА СССР была произведена модернизация серийного самолёта Ан-2 в самолет Ан-3 путём замены поршневого двигателя АШ-62ИР на турбовинтовой двигатель ТВД-20. В 1975 г. по договору с АНТК им. О. К. Антонова начаты работы по созданию двигателя ТВД-10Б для самолёта местных пассажирских линий Ан-28.

Увеличить

1976 год

На основании Приказов МАП СССР № 215 от 09.07.1976 г., № 121 от 25.08.1977 г. и плана-графика МАП СССР от 13.10.1976 г. МКБ поручалось создание вспомогательной силовой установки для аэробуса Ил-86.

Увеличить

В 1977-1978 годы выпущена конструкторская документация на двигатель ВСУ-10.

Увеличить

Вспомогательная силовая установка разрабатывалась на базе двигателя ТВД-20. Изготовлены узлы и смонтированы испытательные стенды для испытаний механизма перепуска воздуха, торцевых уплотнений, начато изготовление первоочередной оснастки и опытных узлов двигателя. Государственные испытания двигателя ВСУ-10 проведены в декабре 1980 г., но в 1981 г. ещё проводились ёмкие проверочные и длительные испытания на четырёх стендах в МКБ и ОМПО им. П. И. Баранова в обеспечение Государственных испытаний двигателя. По результатам большой проделанной работы в январе 1982 г. был утверждён “Акт по результатам Государственных 300-часовых стендовых испытаний вспомогательного газотурбинного двигателя ВСУ-10, предназначенного для запуска двигателей и питания бортовых систем электроэнергией и сжатым воздухом на самолёте Ил-86”.

1979 год

Самолёт Ан-28 с двигателями ТВД-10Б участвовал в международном авиационном салоне в Париже.

1992 год

В период начало 80-х…начало 90-х годов двигатель ТВД-10Б серийно изготавливался в ПНР на заводах «ВСК-Жешув» и «ВСК-Калиш», всего было изготовлено порядка 500 двигателей. В МКБ производится капитальный ремонт двигателей ТВД-10Б и продолжается по настоящее время.

1993 год

12 октября МКБ реорганизовано в акционерное общество откры­того типа (АО «ОМКБ»).

1994 год

Проводятся работы по применению двигателя ТВД-10Б на одномоторном самолёте “Грач”, разработанном РСК “МиГ”. За это время «ОМКБ» изготовило и поставило Заказчику шесть двигателей, в РСК “МиГ” изготовлено шесть самолётов.

Увеличить

1997-1998 года

Специалисты «ОМКБ» принимали участие в работах по переоборудованию первого самолёта Ан-2 в Ан-3.

Увеличить Увеличить

«ОМКБ» передало ПО “Полёт” силовую установку самолёта Ан-3 для использования узлов этой установки (моторамы, самолётного воздухозаборника, маслосистемы и др.) на оборудование первого самолёта поставлен действующий макет двигателя ТВД-20 для выполнения макетирования, отладку и проверку систем на работающем двигателе.

Разработаны модификации двигателя ТВД-20 для применения:

- ТВД-20-01 – транспортный самолет Ан-3Т;

- ТВД-20-01Б – самолет Ан-3Т в сельскохозяйственном варианте;

- ТВД-20-03Б – грузопассажирский самолет АН-38-200.

Оформлен сертификат типа № СТ 177-АМД с Дополнениями № СТ 177-АМД/Д-01; /Д-02; /Д-03; /Д-04; /Д-05 для вышеуказанных модификаций двигателя. Проводятся работы по созданию модификации двигателя ТВД-20-01БМ, связанные с установкой на самолёте Ан-3Т электронного блока БУК-20М3. Конструкторским отделом выполнен большой объём работ по выпуску и передаче на ОМО им. П. И. Баранова ремонтной документации на двигатель ТВД-20.

Одним из достижений «ОМКБ» является создание турбовального двигателя ТВ-O-100 для вертолета Ка-126 и унифицированного подвесного аппарата заправки УПАЗ для воздушных топливозаправщиков. Производство двигателя ТВ-О-100 предполагалось осуществлять в Румынии, но в связи с распадом СЭВ работы по данному двигателю были прекращены.

Увеличить

«ОМКБ» провело работы по созданию вспомогательного газотурбинного двигателя ВГТД-43 нового поколения с параметрами на уровне лучших зарубежных аналогов.

Увеличить

ВГТД-43 предназначен для среднемагистральных самолетов типа Ту-204.

Увеличить

Конструкторское бюро имеет опыт создания газотурбинных наземных установок, турбостартеров и воздушных турбин.

Специалист «ОМКБ» занимаются также разработкой приборов, установок, устройств для совершенствования производственной и экспериментальной баз, различных испытательных стендов и комплексов, в частности, индукторных тормозов с потребляемой мощностью до 1000 л.с.

В настоящее время ОАО «ОМКБ» является ведущим в отрасли по созданию и доводке малоразмерных ГТД. Конструкторская, лабораторная, производственная и испытательная базы «ОМКБ» обеспечивают необходимый технический уровень создаваемой и выпускаемой продукции на всех этапах от проектирования до сертификации, изготовления и ремонта.