History.

 

Sh-82, Sh-82V aircraft motors are produced by the Omsk Engine-Building Enterprise named after P.I.Baranov, developed by Perm Design Bureau (EDB-19). On the Omsk Engine-Building  Enterprise named after P.I.Baranov the brunch of Experimental-Design Bureau-19 (EDB-19) was established for improvement of Sh-82 and Sh-82V motors. Valentin Andreyevich Glushenkov became the head of the brunch. The collective of branch performed a technical control of serial production of Sh-82 and Sh-82V motors at the Omsk Engine-Building Enterprise named after P.I.Baranov, improving their reliability and service life.

 

1956 year

On the basis of Experimental-Design Bureau-19 by the Order of the Ministry of Aircraft Industry No. 544 dd. 15.10.56 the State Union Experimental-Design Bureau-29 (EDB-29) was established. It continued the development of ASh-82T and Sh-82V piston engines and the development of small-size gas turbine engines. Two ASh-82T engines were installed on the IL14 airplane, and the ASh-82V engine was installed on the Mi-4 helicopter. Both aircrafts were one of the best in their class. During a serial production of the engines their warranty service life was increased up to 1500 hours for Ash-82T and 1200 hours for Ash-82V by the efforts of the EDB personnel.

The first joint development with the Central Institute of Aircraft Engine Production (CIAEP) was the 300-hp GTD-1 gas turbine engine. This work has allowed to the Omsk Engine Design Bureau (OEDB) specialists to receive necessary experience in gas turbine engine production.

1958 year

The first 100-hour lengthy tests of the GTD-1 engine are successfully conducted. The GTD-1 was supposed to be used as power unit.

1960 year

The first test of the GTD-3. A first flight of the KA-25 helicopter of marine basing with the GTD-3. Development of engine and reduction gearbox began in the OEDB since November 1957. Original developments, unknown in a domestic air engine building, such as axial-centrifugal compressor, are introduced into an engine design. After realization of the first flight tests there was found out necessity of engine boosting up to power of 900 hp. A success became the development in 1964 of the GTD-3F power plant for the Ka-25 deck helicopter, consisting of two 900-hp GTD-3M and the RV-3M power reduction gearbox of main rotors. These engines were produced serially more than 20 years on Omsk Engine Production Association named after P.I. Baranov.

Operations of helicopters in marine conditions have indicated the increased corrosion of compressor blades. By efforts of the EDB specialists the given problem has been decided by introduction of blades manufactured of titanium alloy. In 1973 series production of the 1100-hp GTD-3M engines is started. The warranty service life of engines is developed up to 500 h. Serially the engine was manufactured till 1985. The Ka-25 antisubmarine helicopters had been equipped the Moscow antisubmarine cruiser.

Enlarge  EnlargeEnlarge

1963 year

Tests of the Object 167һ tank with the GTD-3TU engine.

Enlarge

1967 year

Production Association named after P.I. Baranov has started series production of the GTD-5M engine. On the basis of experience received by the GTD-1 development, the OEDB specialists have started development of the GTD-5 (GTD-40) new gas turbine engine of the small power made under the single-shaft scheme and intended for the drive of the 20-kW S-20 radio-frequency generator on a 2P24 product. In the following for the 40-kW S-40 generator drive on the Cube 2P25 product the development of the GTD-5M engine realized. Activities on operational development of the engine proceeded till 80th years. In 1980 to the engine the warranty service life of 2250 h has been established and the specified life - 3250 h. Series production of engines proceeded till 1991.

Enlarge

1968 year

Under the Ministry offer the OEDB design department has started development of the TVD-10M engine for SKAT marine motorboats. In the beginning of 1970 the preliminary design of the TVD-10M engine has been developed. The engine of next generation in the same power category became the 940-hp TVD-10 turboprop engine developed in 1970 for the Be-30 airplane for local airlines.

Enlarge

Laid at development of the TVD-10 engine the high technological level of design solutions made it possible to produce a number of its modifications: VD-10 - for air cushion vehicles; TVD-10B - for the An-28 airplane operated on local airlines; TVD-20 - for the An-3 single-engined agricultural aircraft, and also modification of this engine for the n-38 airplane. The VSU-10 auxiliary power plant - for IL-86 and IL-96-300 airbuses.

1971 year

In 1971 the State Commission has signed Act about successful realization of lengthy tests of the TVD-10M engine. The series manufacturing and overhaul of the TVD-10M engines was made by the OEDB. Engines of our manufacture were successfully maintained a long time on cross-country boats of the Navy.

Enlarge

1974 year

Under joint Decision of Ministry of Aviation Industry (MAI) - Ministry of Civil Aviation (MCA) modernization of the An-2 series airplane in the An-3 has been made by replacement of the ASh-62IR reciprocating engine on the TVD-20 turboprop engine. In 1975 under the Contract with Aeronautical Scientific and Technical Complex named after O.K. Antonov, activities on development of the TVD-10B engine for the n-28 airplane for local airlines are started.

Enlarge

1976 year

The OEDB was entrusted with the development of an auxiliary power plant for the IL-86 airbus.

Enlarge

Design departments per 1977-1978 release design documentation on the VSU-10 engine.

Enlarge

The auxiliary power plant is a derivative of the TVD-20 engine. There are manufactured units and mounted test rigs for tests of air by-pass mechanism and end seals. Manufacturing of prime equipment and experimental units of the engine is started. In December, 1980 the VSU-10 engine underwent state official tests, but in 1981 there were still conducted capacious verifying and lengthy tests on four rigs in the OEDB and OEPA named after P.I. Baranov in maintenance of State official tests of the engine. By results of the large done work in January, 1982 the Act by results of the State 300-hour rig tests of the VSU-10 auxiliary gas-turbine engine intended for an engine start-up and a supply of airborne systems by the electric power and compressed air on the IL-86 airplane has been authorized.

1979 year

The An-28 airplane with the TVD-10B engines took part in Paris Air Show.

1992 year

In the OEDB the overhaul of the TVD-10B engines is made and proceeds on the present time.

1994 year

Works on the TVD-10B engine application on the Gratch single-engined airplane developed by "MiG" are carried out. For this time the OEDB has produced and put to the Customer six engines.

Enlarge

1997-1998 years

The OEDB specialists have executed great volume of works on re-equipment of the n-2 first airplane in n-3.

Enlarge Enlarge

The OEDB has transmitted to the Production association "Polyot" a power plant of the n-3 airplane for use of units of this installation (engine mount, aircraft air intake, oil system, etc.) to the equipment of the first airplane. The action mockup of the TVD-20 engine is put for fulfilment of adjustment and test of systems on operating engine.

There are developed the TVD-20 engine modifications for application::

- TVD-20-01 - An-3T transport airplane;

- TVD-20-01B - n-3 airplane in agricultural version;

- TVD-20-03B - n-38-200 cargo-passenger carrying airplane.

The Type certificate S 177-D with Additions S 177-D/D-01; /D-02; /D-03; /D-04; /D-05 is made out for above-stated engine modifications. Works on development of the TVD-20-01B engine modifications connected to the installation of the BUK-203 electronic unit on the n-3 airplane are carried out. The design department executes great volume of works on issue and transfer on the Omsk Engine Production Association named after P.I. Baranov of the repair documentation on the TVD-20 engine.

One of the OEDB achievements is development of the TV-O-100 turboshaft engine for the Ka-126 helicopter and the unified pendant vehicle of refueling for air fuel trailers.

Enlarge

The OEDB has worked on developing of the VGTD-43 auxiliary gas-turbine engine of a new generation with parameters at a level of the best foreign analogs.

Enlarge

The VGTD-43 is intended for installation on the Tu-204-type medium-haul airplanes.

Enlarge

The design bureau personnel has a experience in designing of ground gas-turbine units, turbine starters and air turbines.

The OEDB specialists are engaged also in developing of instruments, installations, devices for improving of production and experimental bases, various test rigs and integrated systems, in particular, induction brakes with consumed power up to 1000 hp.

At present the OEDB is a leading authority on development of small-size turbine engines. The designing, laboratory, production and test bases of the OEDB provide for the required technical level of the products at all stages from project work till certification, manufacturing and repair.

История

 

Предпосылкой для создания ОКБ-29 (позднее Омское моторостроительное конструкторское бюро) явилось начатое на Омском Моторостроительном заводе им. П. И. Баранова в 1954 году производство моторов АШ-82Т и АШ-82В, разработанных на базе двигателя АШ-82ФН Пермским конструкторским бюро, возглавляемым главным конструктором Аркадием Дмитриевичем Швецовым.
      Приказом Министра авиационной промышленности СССР № 557 от 23.08.1955 г. для дальнейшего совершенствования двигателей АШ-82Т и АШ-82В на моторостроительном заводе им. П. И. Баранова был создан филиал ОКБ-19. Руководителем филиала был назначен Глушенков Валентин Андреевич, работавший заместителем главного конструктора Пермского конструкторского бюро. Перед коллективом филиала была поставлена задача осуществлять техническое руководство серийным выпуском двигателей АШ-82Т и АШ-82В на заво­де им. П. И. Баранова, повышать надёжность их работы путём совершенствования конструкции деталей и узлов, повышать ресурс двигателей.
 

 

1956 год

На базе ОКБ-19 Приказом МАП СССР № 544С от 15.10.56 г. создаётся Государственное Союзное опытно-конструкторское бюро-29 (ОКБ-29) для продолжения работ по поршневым двигателям АШ-82Т и АШ-82В и разработки малоразмерных газотурбинных двигателей. Два двигателя АШ-82Т устанавливались на самолёт Ил-14 а двигатель АШ-82В на вертолёт Ми-4. Оба летательных аппарата являлись одними из лучших в своём классе. За время серийного производства двигателей усилиями коллектива ОКБ гарантийный ресурс двигателей был доведён до 1500ч. для АШ-82Т и 1200ч. для АШ-82В.

Первой разработкой совместной с Центральным институтом авиационного моторостроения (ЦИАМ) был газотурбинный двигатель ГТД-1 мощностью 300 л.с. Эта работа позволила специалистам «ОМКБ» получить необходимый опыт по созданию ГТД.

1957 год

В ноябре коллектив ОКБ получил задание (Постановление СМ СССР № 207-100 от 20.02.56 г.) создать газотурбинный двигатель мощностью 750 л. с. и редуктор к нему для морского двухмоторного вертолёта Ка-25 конст­рукции Камова Н. И. Конструкторский отдел (перспективная бригада) приступил к разра­ботке проекта двигателя ГТД-3.

1958 год

Успешно проведены первые 100-часовые длительные испытания двигателя ГТД-1. ГТД-1 предполагалось использовать в качестве энергоузла.

1960 год

Первое испытание двигателя ГТД - 3, первый полёт вертолёта КА-25 морского базирования с ГТД - 3. Разработка двигателя и редуктора началась в ОКБ с ноября 1957. В конструкцию двигателя внедрены оригинальные разработки, неизвестные в отечественном авиационном двигателестроении, такие как осецентробежный компрессор. После проведения первых лётных испытаний выяснилась необходимость форсирования двигателя до мощности 900 л.с. Успехом «ОМКБ» стало создание в 1964 г. силовой установки ГТД-3Ф для палубного вертолета Ка-25, состоящей из двух ГТД-3М мощностью 900 л.с. и силового редуктора РВ-3М несущих винтов. Эти двигатели изготавливались серийно более 20 лет на ОМПО им. П.И. Баранова.

Эксплуатации вертолётов в морских условиях выявил повышенную коррозию лопаток компрессора. Усилиями специалистов ОКБ данная проблема была решена путём введения лопаток изготовленных из титанового сплава. В 1973 году начато серийное производство двигателей ГТД-3М мощностью 1100 л.с. Гарантийный ресурс двигателей доведён до 500 ч. Серийно двигатель выпускался до 1985 года. Противолодочными вертолётами Ка-25 был оснащен противолодочный крейсер Москва.

Увеличить  УвеличитьУвеличить

1963 год

Испытания танка "Объект 167Т" с двигателем ГТД-3ТУ.

1965 год

Приказом МАП СССР № 299 от 01.06.1965 г. ОКБ поручается создание турбовинтового двигателя ТВД-10 взлетной мощностью 940 л.с. для самолёта Бе-30 конструкции главного конструктора Бериева Г. М. Самолёт предназначался для местных пассажирских линий.

1967 год

На основе опыта, полученного при разработке ГТД-1, коллектив ОКБ приступил к разработке нового газотурбинного двигателя небольшой мощности, выполненного по одновальной схеме - ГТД-5 (ГТД-40), предназначенного для привода высокочастотного генератора С-20 мощностью 20 кВт на самоходной ракетной установке (изделие 2П24). Уникальность конструкции двигателя заключалась в применении осестремительной турбины и возможности применения двух видов топлива: керосин и дизельное топливо. Завод им. П.И. Баранова приступил к серийному производству двигателя ГТД-5. В последующем для привода генератора С-40 мощностью 40 кВт на изделии 2П25 "Куб" осуществлялась разработка двигателя ГТД-5М. Работы по доводке двигателя продолжались до 80-х годов. В 1980 году двигателю был установлен гарантийный ресурс 1250 ч., назначенный ресурс 3250 ч. Серийное производство двигателей продолжалось до 1991 года.

Увеличить Увеличить

1968 год

По заданию МАП СССР МКБ приступило к разработке двигателя ТВД-10М для морских катеров “СКАТ”. В начале 1970 г. был создан эскизный проект и проспект двигателя ТВД-10М. Двигателем следующего поколения в этом же классе мощности стал турбовинтовой двигатель ТВД-10 мощностью 940 л.с., созданный в 1970 г. для самолета местных авиалиний Бе-30.

Увеличить

Заложенный при разработке двигателя ТВД-10 высокий технический уровень конструктивных решений позволил создать ряд его модификаций: ТВД-10Б – для пассажирского самолета местных авиалиний Ан-28; ТВД-20 – для одномоторного самолета с/х авиации Ан-3, а также модификация этого двигателя для самолета Ан-38.

1969 год

Самолёт Бе-30 с двигателем ТВД-10 участвовал в международной выставке авиационной техники в Париже.

1970 год

Был закончен весь комплекс доводочных, проверочных и стендовых длительных испытаний и 16.02.1970 г. закончено проведение Государственных испытаний двигателя ТВД-10.

В связи со снятием с производства самолёта Бе-30, двигатель ТВД-10 в серийном производстве не изготавливался.

1971 год

21 октября 1971 г. Государственная комиссия подписала «Акт об успешном проведении длительных испытаний двигателя ТВД-10М». Серийное изготовление двигателей ТВД-10М производило Моторостроительное КБ. Двигатели нашего производства длительное время успешно эксплуатировались на вездеходных катерах ВМФ.

Увеличить

1972 год

Приказом МАП СССР №380 от 28.09.1972 г. за создание и внедрение в серийное производство двигателя ТВД-10М предприятию присуждена премия IV степени.

1974 год

По совместному Решению МАП СССР - МГА СССР была произведена модернизация серийного самолёта Ан-2 в самолет Ан-3 путём замены поршневого двигателя АШ-62ИР на турбовинтовой двигатель ТВД-20. В 1975 г. по договору с АНТК им. О. К. Антонова начаты работы по созданию двигателя ТВД-10Б для самолёта местных пассажирских линий Ан-28.

Увеличить

1976 год

На основании Приказов МАП СССР № 215 от 09.07.1976 г., № 121 от 25.08.1977 г. и плана-графика МАП СССР от 13.10.1976 г. МКБ поручалось создание вспомогательной силовой установки для аэробуса Ил-86.

Увеличить

В 1977-1978 годы выпущена конструкторская документация на двигатель ВСУ-10.

Увеличить

Вспомогательная силовая установка разрабатывалась на базе двигателя ТВД-20. Изготовлены узлы и смонтированы испытательные стенды для испытаний механизма перепуска воздуха, торцевых уплотнений, начато изготовление первоочередной оснастки и опытных узлов двигателя. Государственные испытания двигателя ВСУ-10 проведены в декабре 1980 г., но в 1981 г. ещё проводились ёмкие проверочные и длительные испытания на четырёх стендах в МКБ и ОМПО им. П. И. Баранова в обеспечение Государственных испытаний двигателя. По результатам большой проделанной работы в январе 1982 г. был утверждён “Акт по результатам Государственных 300-часовых стендовых испытаний вспомогательного газотурбинного двигателя ВСУ-10, предназначенного для запуска двигателей и питания бортовых систем электроэнергией и сжатым воздухом на самолёте Ил-86”.

1979 год

Самолёт Ан-28 с двигателями ТВД-10Б участвовал в международном авиационном салоне в Париже.

1992 год

В период начало 80-х…начало 90-х годов двигатель ТВД-10Б серийно изготавливался в ПНР на заводах «ВСК-Жешув» и «ВСК-Калиш», всего было изготовлено порядка 500 двигателей. В МКБ производится капитальный ремонт двигателей ТВД-10Б и продолжается по настоящее время.

1993 год

12 октября МКБ реорганизовано в акционерное общество откры­того типа (АО «ОМКБ»).

1994 год

Проводятся работы по применению двигателя ТВД-10Б на одномоторном самолёте “Грач”, разработанном РСК “МиГ”. За это время «ОМКБ» изготовило и поставило Заказчику шесть двигателей, в РСК “МиГ” изготовлено шесть самолётов.

Увеличить

1997-1998 года

Специалисты «ОМКБ» принимали участие в работах по переоборудованию первого самолёта Ан-2 в Ан-3.

Увеличить Увеличить

«ОМКБ» передало ПО “Полёт” силовую установку самолёта Ан-3 для использования узлов этой установки (моторамы, самолётного воздухозаборника, маслосистемы и др.) на оборудование первого самолёта поставлен действующий макет двигателя ТВД-20 для выполнения макетирования, отладку и проверку систем на работающем двигателе.

Разработаны модификации двигателя ТВД-20 для применения:

- ТВД-20-01 – транспортный самолет Ан-3Т;

- ТВД-20-01Б – самолет Ан-3Т в сельскохозяйственном варианте;

- ТВД-20-03Б – грузопассажирский самолет АН-38-200.

Оформлен сертификат типа № СТ 177-АМД с Дополнениями № СТ 177-АМД/Д-01; /Д-02; /Д-03; /Д-04; /Д-05 для вышеуказанных модификаций двигателя. Проводятся работы по созданию модификации двигателя ТВД-20-01БМ, связанные с установкой на самолёте Ан-3Т электронного блока БУК-20М3. Конструкторским отделом выполнен большой объём работ по выпуску и передаче на ОМО им. П. И. Баранова ремонтной документации на двигатель ТВД-20.

Одним из достижений «ОМКБ» является создание турбовального двигателя ТВ-O-100 для вертолета Ка-126 и унифицированного подвесного аппарата заправки УПАЗ для воздушных топливозаправщиков. Производство двигателя ТВ-О-100 предполагалось осуществлять в Румынии, но в связи с распадом СЭВ работы по данному двигателю были прекращены.

Увеличить

«ОМКБ» провело работы по созданию вспомогательного газотурбинного двигателя ВГТД-43 нового поколения с параметрами на уровне лучших зарубежных аналогов.

Увеличить

ВГТД-43 предназначен для среднемагистральных самолетов типа Ту-204.

Увеличить

Конструкторское бюро имеет опыт создания газотурбинных наземных установок, турбостартеров и воздушных турбин.

Специалист «ОМКБ» занимаются также разработкой приборов, установок, устройств для совершенствования производственной и экспериментальной баз, различных испытательных стендов и комплексов, в частности, индукторных тормозов с потребляемой мощностью до 1000 л.с.

В настоящее время ОАО «ОМКБ» является ведущим в отрасли по созданию и доводке малоразмерных ГТД. Конструкторская, лабораторная, производственная и испытательная базы «ОМКБ» обеспечивают необходимый технический уровень создаваемой и выпускаемой продукции на всех этапах от проектирования до сертификации, изготовления и ремонта.